Когда человек рождается в этот мир, то перед ним, как ему кажется, открывается практически бесконечная перспектива жизни. Как правило, он мечтает о том, что, получив образование, будет иметь высокооплачиваемую работу, приобретёт все необходимые для жизни материальные блага, создаст хорошую семью и будет проводить долгую и счастливую жизнь. В мечтах получается очень красиво. Но в реальности всё происходит иначе. Желаемого и искомого благоденствия человек не обретает. Многие трудные и скорбные обстоятельства жизни приводят его к унынию, печали и даже к отчаянию. Человеческие взаимоотношения даже в семье приводят часто к различного рода нестроениям, страданиям и внутренним переживаниям. Например, даже обида, возникшая в результате какого-то необдуманно высказанного слова, приводит часто к полному расстройству души и сердца обидевшегося человека. И внутри его царят нестроение, скорбь и страдания.
Почему же так происходит в жизни человека? Причина здесь одна. Предан забвению достаточно простой изложенный в Евангелии рецепт человеческого счастья, который применяли в своей жизни многие и многие поколения наших предков на протяжении 1000 лет существования православия на Руси. Ведь христианство – это не какой-то весьма обременительный довесок к нашей жизни, который запрещает делать многое из того, чего нам очень хочется. Христианство - это ничто иное, как правильная человеческая жизнь, которая должна осуществляться по заповедям. А заповеди – это есть свойства нормального человека. И эти свойства нам говорят следующее: «Ешь человек, но не объедайся. Пей, но не напивайся. Женись и выходи замуж, но не развратничай. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Но нельзя ненавидеть, злобствовать, обижаться, осуждать, гневаться, ругаться и т.д., потому что это приносит страдания». И действительно, человек на протяжении своей жизни опытно это всё познаёт: когда он любит, то бывает счастлив, а когда ненавидит или носит обиду в своём сердце, то непременно страдает. И часто бывает так, что страданий и скорбей в нашей жизни бывает больше, чем счастливых минут, и причиной этого является, конечно же, не те люди, которые нас окружают, а страсти греховные, живущие внутри нас. Для того, чтобы уменьшить их действие, нужно вести с ними непримиримую борьбу. Обращая внимание на это свт. Игнатий (Брянчанинов) в своих творениях приводит слова прп. Марка Подвижника: «Борьба эта междоусобная. Она не извне, и не с братией нашей мы должны бороться. Она внутри нас,…» (свт. Игнатий (Брян-чанинов). «Аскетические опыты», т.2, Какой важный акцент делает прп. Марк. Не с ближними нашими нужно вести борьбу. А с гневом, с обидой, с завистью, с осуждением, со злобой и другими страстями, которые живут и здравствуют у нас внутри и не дают нам никакого покоя.
Очень важным и благодатным временем для борьбы со страстями является Великий Пост, Который берёт своё начало 11 марта. Великий Пост – это особый период жизни христианина, когда он должен сосредоточить внимание на своём внутреннем мире. Поэтому тот, кто вступает в Великий Пост, должен ограничить себя не только в употреблении определённого рода пищи, но и более усиленно понудить себя к жизни по заповедям Христовым. А для того, чтобы удобнее это было делать, нужно по возможности отказаться от просмотра телевизора, от выхода в интернет, от посещения развлекательных мероприятий, от походов в гости и от всего того, что будет способствовать совершению грехов. Прп. Авва Дорофей так и писал: «Не только правило о пище должны мы соблюдать постясь, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела». Такие действия дадут нам возможность увидеть реальное состояние нашего внутреннего мира. Перед человеком непременно откроется множество грехов, для преодоления которых мы, как оказывается, не имеем никаких сил. И кто пытался бороться со страстями, тот опытно знает, что, если возникли раздражение, обида, возмущение, зависть и прочие страсти, то их мы своим собственным усилием победить не можем. И даже с самой малой греховной мыслишкой справиться мы не в силах. И такое опытное познание очень важно и непременно побуждает человека к искреннему обращению к Богу, к покаянию и к молитве, что привлекает благодать Божию, которая постепенно ослабляет действие греховных страстей в человеке. А в результате ослабления страстей в душе и в сердце человека становится больше любви, мира, радости и покоя, а соответственно и жизнь становится более счастливой. Но, чтобы это стало реальностью необходим усиленный труд человека над самим собой.
Предваряет Великий Пост Прощёное воскресение. В этот день во всех храма по окончании вечерни совершается умилительный Чин Прощения, в ходе которого прихожане испрашивают друг у друга прощения, чтобы в Великий Пост вступить, не имея обиды в своём сердце. И мы с вами, дорогие мои, должны постараться простить всем тем, кто нас обидел, поступил с нами не справедливо и причинил какое-то зло. Если мы простим ближних своих, то и Бог простит нам согрешения наши.
Помоги, Господи, всем нам в прохождении Великопостного поприща для достойной встречи светлого Христова Воскресения!
Священник Александр Мухорин.
Новости
- О богослужениях Великого Поста.
- 13 Март 2021
Великим постом богослужения совершаются несколько иначе, чем в другие дни церковного календаря.
- О празднике Крещения Господня.
- 17 Январь 2021
Крещение Господне Церковь будет праздновать 19 января.